Обратная связь

Свет и тепло каждому дому

Свет и тепло каждому дому

Свет и тепло каждому дому

20 декабря 2004

Интервью директора Ново-Рязанской ТЭЦ С.В.Сазонова, опубликованное в журнале «Рязанский ежегодник – 2004»

Ново-Рязанская ТЭЦ: надежное энергоснабжение потребителей

Ново-Рязанская ТЭЦ уже более 12 лет по сути является арендным предприятием. В 1992 году государством были переданы в аренду основные энергетические объекты ТЭЦ. Этот путь коллектив станции прошел в условиях напряженной работы по техническому обновлению мощностей. Сегодня опыт специалистов теплоэлектроцентрали может быть использован для модернизации городской системы коммунальной энергетики. Станция стала участником проводимого горсоветом конкурса по рассмотрению программ реформирования ЖКХ. О роли ТЭЦ в системе энергоснабжения города, предложениях станции по реформированию коммунальной энергетики рассказывает директор Ново-Рязанской ТЭЦ С.В.Сазонов.

— Семен Викторович, какова роль Ново-Рязанской ТЭЦ в системе энергоснабжения областного центра?

— Ново-Рязанская ТЭЦ — это крупнейший производитель тепловой и электрической энергии в г.Рязани. Теплоэлектростанция снабжает теплом и горячей водой жилые массивы Октябрьского, Железнодорожного и Советского округов областного центра. Среди промышленных потребителей ТЭЦ крупнейшие предприятия Южного промышленного узла — ЗАО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания», «Рязанское химволокно», «Рязанский картонно-рубероидный завод», ЗАО «Рязанский завод автоагрегатов» (АМО ЗИЛ) и еще более 40 предприятий областного центра. В числе крупных перепродавцов электрической и тепловой энергии ТЭЦ находятся ОАО «Рязаньэнерго» и МУП «Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей». Станцию можно назвать градообразующим предприятием с точки зрения ее положения на рынке тепловой энергии Рязани. Судите сами — теплоснабжение города осуществляется от Ново-Рязанской ТЭЦ, Дягилевской ТЭЦ, муниципальных и ведомственных котельных. При этом на долю Ново-Рязанской ТЭЦ приходится около 62 процентов от всей отпускаемой городу тепловой энергии. Дягилевская ТЭЦ реализует около 15 процентов, а муниципальные и ведомственные котельные остальную часть тепловой энергии. Главное преимущество крупных ТЭЦ заключается в получении экономического эффекта за счет комбинированной выработки более дешевого тепла и электроэнергии. Как известно, средневзвешенный тариф по отпускаемой потребителям города со стороны Рязаньэнерго электроэнергии в основном зависит от стоимости электроэнергии , покупаемой этой компанией на федеральном оптовом рынке (ФОРЭМ) и у Ново-Рязанской ТЭЦ. Если учесть, что доля покупаемой у ТЭЦ электроэнергии в общем объеме приобретаемой компанией Рязаньэнерго электроэнергии составляет 32 процента, а средний тариф покупки на ФОРЭМ сегодня ориентировочно в 1,6 раза выше тарифа покупки электроэнергии у Ново-Рязанской ТЭЦ, то становится понятной роль станции в удешевлении стоимости энергоресурсов. Главная задача ТЭЦ – это качественное теплоснабжение потребителей круглый год с минимальными перерывами на профилактические работы и увеличение объема отпуска энергоресурсов для города. Наращивание тепловой нагрузки на ТЭЦ выгодно для всех потребителей города, поскольку это приведет к увеличению выработки электроэнергии, снижению себестоимости энергоресурсов и сдерживанию роста тарифов на коммунальные услуги для горожан.

— Какие Вы видите основные проблемы в организации системы энергоснабжения города?

— Реформирование городской системы энергоснабжения следует начинать с тщательной проработки перспективных стратегических вопросов. Например, в Рязани до сих пор нет генерального плана развития города. Процесс разработки и согласования его проекта слишком затянулся. Как и прежде город живет в условиях отсутствия какой-либо концепции развития городской системы энергоснабжения, нет достоверных данных по тепловому балансу Рязани. Для того, чтобы наметить пути развития необходимо выяснить какими реальными активами городское хозяйство располагает. Для этого необходимо провести энергоаудит и паспортизацию всех энергетических объектов, оборудования и коммуникаций в городе. Да, эта работа потребует дополнительных затрат, но социальная значимость этих вопросов слишком велика. Кроме того, в Рязани нет единого управления предприятиями коммунальной энергетики. В результате в городе имеется значительный перерасход ресурсов и удорожание услуг ЖКХ.

В последние годы высокими тепами идет строительство в городе новых объектов с автономными источниками тепла. Масштабное строительство индивидуальных котельных, могут привести к снижению тепловой нагрузки на ТЭЦ, что повлечет за собой дополнительный рост себестоимости производства тепла и электроэнергии. А это не нужно никому: ни потребителям города , ни Ново-Рязанской ТЭЦ. Сравнение затрат на производство тепловой энергии на ТЭЦ и в котельных свидетельствует об экономической целесообразности систем централизованного теплоснабжения. В среднем себестоимость тепловой энергии в горячей воде, отпускаемой Ново-Рязанской ТЭЦ, в 1,5 — 1,7 раз ниже себестоимости тепловой энергии по муниципальным котельным. Снижение нагрузок для ТЭЦ и переход к эксплуатации котельных означает отказ от теплофикации — от полезного использования тепла, получаемого при выработке электроэнергии при работе ТЭЦ в конденсационном режиме. Это неизбежно приведет к увеличению количества сжигаемого топлива на теплоэлектростанциях и в котельных в среднем на 25 процентов. В свою очередь, рост топливных затрат повлечет за собой увеличение тарифов. При максимально загруженной и находящейся в хорошем техническом состоянии ТЭЦ затраты на производство 1 Гкал тепловой энергии будут ниже, чем в котельных. Кроме того, профессиональные дискуссии по этой проблеме за последние годы показали, что эйфория по вопросу высокой экономической эффективности индивидуального теплоснабжения в городах с плотной многоэтажной застройкой проходит. Более приемлемыми с точки зрения экономии средств и экологии являются крупные ТЭЦ с современными парогазовыми установками. Пора начинать считать бюджетные деньги и выбирать наиболее экономически выгодные для города варианты развития энергоснабжения.

У действующей системы централизованного теплоснабжения много своих проблем. В частности, нужно отметить крайне высокий износ тепловых сетей города. Это приводит к росту аварийности при поддержании теплосетями требуемых гидравлических режимов. Сохраняется значительный уровень потерь тепла в сетях города, который достигает 30 процентов. Это следствие недостатка средств, направляемых в ремонтные фонды и на капитальное строительство в теплосетях города. Решение многих проблем возможно при оптимизации организационной структуры системы теплоснабжения города и привлечении значительных инвестиций в реконструкцию теплосетей. В системах электроснабжения, водоснабжения и водоотведения города существуют аналогичные проблемы — это значительный износ оборудования, и сетей, отсутствие учета транспортируемых и потребляемых ресурсов, неурегулированность отношений с бюджетами всех уровней, раздробленность инфраструктуры и несогласованность действий между участниками процесса энергоснабжения, дефицит средств на развитие.

— Вы предлагаете использовать зарубежный опыт реформирования городской системы энергоснабжения. В чем суть этих предложений?

— Необходимо искать и использовать опыт, который уже принес позитивные результаты. В настоящее время в городах Германии, Швеции, Дании , Финляндии идет интенсивное развитие централизованных систем управления энергоснабжением. Недавно состоялся обмен опытом работы с одной из ведущих коммунальных компаний в восточной Германии — «DREWAG». Экономические условия работы системы ЖКХ в городах восточной Германии близки к нашей ситуации. Компания «DREWAG» сумела организовать эффективное управление всей энергетической инфраструктурой г.Дрездена — общегородскими водопроводными, электрическими газовыми, тепловыми сетями, а также городскими ТЭЦ и котельными. На высоком техническом уровне в Дрездене проводится техническое переоснащение городского хозяйства. С этой компанией подписан договор о сотрудничестве в сфере развития коммунальной энергетики. Мы также выезжали в Латвию и знакомились с опытом работы системы теплоснабжения Риги. В 1997 году там была разработана концепция, которая предусматривала сохранение и развитие централизованного теплоснабжения в городе. В рамках мероприятий по экономии энергоресурсов там устанавливаются теплосчетчики на входах в жилые дома, а в квартирах — счетчики учета холодной и горячей воды. Осуществляется переход на независимую схему подключения в системах отопления зданий, проводится ликвидация центральных тепловых пунктов и установка компактных блочных теплоузлов в зданиях с электронными регуляторами. Развивается свободная конкуренция сервисных услуг во внутренних системах жилых домов, предусматривается непрерывное теплоснабжение для таких социально значимых объектов как школы, детские сады, больницы. Есть в Риге интересный опыт по введению института управляющих по жилому дому из числа проживающих в нем для осуществления надзора, регулирования потребления и ведения расчетов по энергоресурсам. Но все это внедряется при сохранении приоритетов в развитии централизованной системы отопления.

— На Ново-Рязанской ТЭЦ есть опыт успешного хозяйствования в условиях арендных отношений с государством. Каковы основные результаты?

— Производственный опыт работы коллектива Ново-Рязанской ТЭЦ перешагнул 45 — летний рубеж.. А опыт работы станции в условиях аренды государственного имущества составляет 12 лет. Действующий в настоящее время договор аренды основных производственных мощностей был заключен 30 декабря 1992 года. За этот достаточно длительный период на станции постоянно велась работа по модернизации мощностей. Только начиная с 2000 года, с приходом на станцию нового руководства началось более динамичное развитие предприятия и реконструкция ТЭЦ. На Ново-Рязанской ТЭЦ была разработана Программа технического перевооружения на период до 2010 года. Ее поэтапная реализация позволяет увеличить экономичность производства за счет роста комбинированной выработки электроэнергии и повысить надежность теплоснабжения города за счет более эффективного использования тепловой мощности турбин. В ходе реализации программы в 2001 году на Ново-Рязанской ТЭЦ сдан в эксплуатацию новый котлоагрегат №11, в 2002 году был введен в эксплуатацию новый турбоагрегат №1, в 2003 году введена в эксплуатацию новая бойлерная установка. Пуск новой бойлерной установки позволил продолжить работу по замене теплофикационной турбины №6 типа Т — 50-130 на новую турбину типа Т-60/65-130 . Эта турбина — одна из двух теплофикационных турбин ТЭЦ, которые обеспечивают город теплом и горячей водой. В апреле — мае 2004 г. проведен демонтаж турбины №6, которая находилась в эксплуатации около 38 лет и уже выработала свой ресурс. Замена морально и физически изношенной турбины №6 на новую позволит повысить надежность и экономичность процесса теплоснабжения города, увеличить тепловую и электрическую мощности ТЭЦ. Подрядчики ведут монтаж нового оборудования турбины. Пуск новой турбины №6 намечен на 2005 год. В период 2006 — 2008 г.г. планируется провести проектно-изыскательские работы и заменить вторую теплофикационную турбину №9.

Общий объем капитальных вложений в развитие теплоэлектроцентрали за последние составил более 1 млрд. рублей. За счет реконструкции и обновления производственного комплекса Ново-Рязанской ТЭЦ уровень износа основных фондов снизился с 89 % до 34%.

— В чем заключаются предложения ТЭЦ по реформированию городской системы энергоснабжения?

— Руководство Ново-Рязанской ТЭЦ предлагает комплексный подход в реформировании и реконструкции городской коммунальной системы. Привлечение внебюджетных инвестиций в обновление муниципального оборудования и сетей необходимо решать одновременно по МУП «РМПТС», МУП «Водоканал» и МУП «Рязанские городские распределительные электрические сети». Мы считаем, что достижением максимального социального и экономического эффекта возможно только при объединении водоснабжения, теплоснабжения, комбинированного производства тепловой и электрической энергии на крупнейшей ТЭЦ города Рязани. При этом целесообразно привлечь к участию в процессе реформирования в качестве консультанта — крупнейшего оператора коммунальных услуг восточной Германии – компанию «DREWAG».

Необходимо создание в областном центре объединенной управляющей компании, которая возьмет на себя функции технической эксплуатации, единого расчетного и диспетчерского центра, позволит существенно снизить затраты, сдерживать тарифы для потребителей, централизованно планировать инвестиции и сконцентрировать всю ответственность за качество снабжения потребителей водой , электрической и тепловой энергией в одной структуре. Эта компания будет осуществлять финансовое оздоровление муниципальных предприятий ЖКХ и техническое восстановление систем энергоснабжения, оптимизацию процессов. Контроль за ее деятельностью субъектов коммунальной энергетики будет осуществлять наблюдательный совет из представителей правительства области, администрации Рязани, Ново-Рязанской ТЭЦ.

Первые шаги в реформировании системы энергоснабжения города уже были сделаны. В частности, в течение 2000 — 2003 годов Ново-Рязанская ТЭЦ постоянно выносила на обсуждение городских властей предложения по повышению надежности и качества системы теплоснабжения. В тот период опыт многих предыдущих отопительных сезонов подтверждал необходимость перемен в организации городской системы теплоснабжения, которые приведут к повышению качества услуг населению. Для реализации этих планов руководство Ново-Рязанской теплоэлектроцентрали в 2003 году внесло в администрацию Рязани и Рязанский городской Совет предложения по передаче имущества МУП «РМПТС» в аренду Ново-Рязанской ТЭЦ. Депутаты поддержали этот проект. Горсовет 10 июля 2003 года принял решение о передаче имущественного комплекса Рязанских муниципальных тепловых сетей в аренду Ново-Рязанской ТЭЦ. Стороны в лице РМПТС и Ново-Рязанской ТЭЦ подписали договор аренды на 1 год. Теплоэлектроцентраль за период отопительного сезона 2003-2004 г.г. выполнила все свои обязательства по договору аренды имущества РМПТС. В течение отопительного сезона 2003-2004 г.г. Ново-Рязанская ТЭЦ поддерживала высокую температуру сетевой воды, стабильно и качественно обеспечивала население и промышленных потребителей Рязани теплом. Теплоэлектроцентраль выдерживала температурные параметры сетевой воды в соответствии с требованиями диспетчерского графика. Сбоев в подаче тепла по вине персонала, аварийных ситуаций на станции не было. В прошедшем отопительном сезоне по сравнению с предыдущим периодом достигнут новый качественный уровень в теплоснабжении города. ТЭЦ отпустила тепловой энергии потребителям в 1,15 раз больше. По сравнению с периодом 2002-2003 г.г. среднечасовая тепловая нагрузка в 2003-2004 г.г. увеличилась на 19,6%. Все эти данные свидетельствуют об улучшении обеспечения города теплом. Кроме того, в рамках достигнутых договоренностей со стороны ТЭЦ были «заморожены» долги города за поставленную тепловую энергию в 2002-2003 г.г. на сумму 24,5 млн. рублей, соблюдались договоренности о неприменении санкций в виде отключений и ограничений тепловой энергии. Следует также напомнить, что в 2002 году по инициативе ТЭЦ «старые» долги РМПТС за поставленную городу тепловую энергию на сумму более 150 млн. рублей были реструктуризированы. Их погашение было пролонгировано для РМПТС на 6 лет. В текущем отопительном сезоне станция стабильно обеспечивает город и промышленных потребителей тепловой и электрической энергией.

Достижение стабильности за последние 3 года в теплоснабжении дало импульс для появления доверия между всеми участниками процесса обеспечения города энергоресурсами. Качественное обеспечение города теплом показывают, что опыт арендных отношений, который накоплен на Ново-Рязанской ТЭЦ, может быть успешно использован для развития всего комплекса коммунальной энергетики.

— Какие конкретные преимущества будет иметь город при реализации проекта реформирования коммунальной энергетики Рязани?

— Руководство ТЭЦ считает, что город при выборе нашего комплексного варианта реформирования городской системы энергоснабжения получает много преимуществ.

Во-первых, улучшается качество тепло — , электро — и водоснабжения потребителей и , прежде всего, населения. Ново-Рязанская ТЭЦ, как арендатор, или созданная холдинговая компания станет той организацией, которая будет нести всю полноту ответственности за качественное обеспечение города энергоресурсами.

Во-вторых, появится реальная возможность реализации программы реконструкции тепловых, электрических, водопроводных и канализационных сетей, снижения потерь всех видов энергоресурсов за счет направления на эти цели амортизационных отчислений и средств ремонтного фонда, а также прибыли, полученной от использования муниципального имущества. За счет модернизации энергообъектов можно добиться значительного сокращения сроков ремонтных работ в летний период.

В третьих, Ново-Рязанская ТЭЦ будет вкладывать свои собственные и значительные заемные средства в развитие и реконструкцию муниципальных коммуникаций, подключать к ним новых потребителей. Со стороны Рязанского отделения Сберегательного банка РФ теплоэлектроцентраль получила письменные подтверждения готовности открыть на эти цели кредитную линию на сумму 4 миллиарда рублей.

Ново-Рязанская ТЭЦ является участником городского конкурса проектов по реформированию ЖКХ. Все экономические обоснования внесены и уже обсуждались в рабочей группе городского Совета. Для достижения успеха в этом социально значимом деле у Ново-Рязанской ТЭЦ есть все необходимое — многолетний производственный опыт, интеллектуальный потенциал специалистов, финансовые ресурсы, технико-экономические обоснования и расчеты. Хочу еще раз подчеркнуть, что потребители города только выиграют от этих перемен. Реализация проекта может стать залогом качественного и бесперебойного энергоснабжения города, привлечения новых инвестиций в коммунальную энергетику Рязани.

Журнал «Рязанский ежегодник – 2004».

Обратная связь
Политикой защиты и обработки персональных данных ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» .