Обратная связь

Свет и тепло каждому дому

Свет и тепло каждому дому

Свет и тепло каждому дому

15 октября 2020

Рязанский филиал ООО Ново-Рязанская ТЭЦ отвечает на вопросы СМИ об аренде муниципального имущества

Вопрос: По чьей инициативе в договоры аренды между муниципалитетом и предприятием включены положения о праве предприятия требовать компенсацию расходов на неотделимые улучшения арендованного имущества?

Ответ: Все вопросы, связанные с возмещением стоимости неотделимых улучшений, в том числе в период действия договора аренды либо после его прекращения, урегулированы положениями действующего гражданского законодательства РФ (ст.623 ГК РФ). Согласно положениям ст.623 ГК РФ неотделимые улучшения арендованного имущества являются собственностью арендодателя (собственника имущества). В силу требований ст.623 ГК РФ согласие арендодателя (собственника имущества) на производство неотделимых улучшений является обязательным условием для возникновения у арендатора права на возмещение стоимости этих улучшений. При этом получение от арендодателя согласия на производство улучшений предполагает согласование с ним не только факта выполнения работ, результатом которых являются неотделимые улучшения, но и объема и стоимости этих работ. Правоотношения муниципалитета и предприятия по договорам аренды подлежат обязательному регулированию положениями ст.623 ГК РФ. Условия действующих договоров аренды строго соответствуют требованиям ст.623 ГК РФ и не содержат положений о возмещении стоимости неотделимых улучшений, противоречащих указанной норме, что в свою очередь повлекло бы ничтожность (недействительность) подобных договорных условий. В рамках договоров аренды между муниципалитетом и предприятием стоимость неотделимых улучшений арендованного имущества в соответствии с требованиями ст.623 ГК РФ может быть истребована арендатором только при наличии соответствующего согласия арендодателя (собственника имущества) на производство работ по неотделимым улучшениям арендованного имущества.

СПРАВОЧНО: Договоры аренды №0562014-О от 10.03.2005 (движимое имущество), №0562010 от 28.02.2005 (недвижимое имущество) были заключены с Арендодателем – Российской Федерацией в лице Росимущества РФ (ТУ Росимущества в Рязанской области). После передачи 26.04.2012 федерального имущества, имевшегося в составе Ново-Рязанской ТЭЦ, в муниципальную собственность, в силу закона произошла замена Арендодателя в договорах аренды, Арендодателем стало Муниципальное образование-городской округ город Рязань в лице администрации г.Рязани (Управления земельных ресурсов и имущественных отношений администрации г.Рязани). В силу требований ст.617 ГК РФ замена стороны (арендодателя – собственника имущества) в договоре аренды не изменяет других условий аренды, которые остались неизменными и являются обязательными для нового Арендодателя (муниципалитета). За весь период действия договоров аренды №0562014-О от 10.03.2005 (движимое имущество), №0562010 от 28.02.2005 (недвижимое имущество), ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» не предъявляло требований в досудебном/судебном порядке о возмещении расходов на неотделимые улучшения арендованного имущества к Арендодателю (Российская Федерации – до 26.04.2012, Муниципальное образование-городской округ город Рязань – с 26.04.2012 по настоящее время) и на текущий момент не имеет правовых оснований для предъявления подобных требований по окончанию срока действия договоров аренды. Имевшее место в феврале 2018г. разовое согласование муниципалитета на производство предприятием неотделимых улучшений в отношении движимого имущества (оборудование химцеха) оформлялось отдельным соглашением к договору аренды на условиях – без возмещения муниципалитетом стоимости неотделимых улучшений, т.е. на условиях безвозмездности для местного бюджета.

Вопрос: Как вы можете прокомментировать предположение о том, что предприятие умышленно выводит из эксплуатации объекты муниципальной имущества и заменяет их на аналогичные собственные, финансируя это за счет бюджета города и потребителей?

Ответ: Вывод из аренды любого имущества (движимое, недвижимое) производится арендодателем и арендатором в строгом соответствии с условиями действующих договоров аренды и положениями гражданского законодательства РФ. Согласно условиям действующих договоров аренды арендатор вправе отказаться от аренды отдельных арендованных объектов (оборудования, зданий, сооружений) в случаях: - прекращения использования арендованных объектов в производственном процессе; - физического и морального износа арендованного объекта в процессе нормальной эксплуатации; - истечения срока полезного использования арендованного объекта; - невозможности дальнейшего использования и/или непригодности к дальнейшей эксплуатации арендованного объекта. Вывод из аренды имущества (движимое, недвижимое) оформляется арендодателем и арендатором документально (для движимого имущества – уведомление о выводе, акт приема-передачи объекта; для недвижимого имущества – уведомление о выводе, дополнительное соглашение к договору аренды, акт приема-передачи объекта). Кроме того, законными основаниями для исключения имущества из состава арендованного в рамках договоров аренды с муниципалитетом являются приобретение арендованного имущества арендатором (иными лицами) в порядке законодательства о приватизации на торгах (аукцион, конкурс) и/или судебные акты об исключении арендованных объектов из состава арендованного имущества. Любые спорные вопросы, связанные с выводом имущества из аренды, разрешаются арендодателем и арендатором только в судебном порядке.

СПРАВОЧНО: За весь период действия договоров аренды №0562014-О от 10.03.2005 (движимое имущество), №0562010 от 28.02.2005 (недвижимое имущество) из состава арендованного имущества было выведено: - 35 отдельных объектов недвижимого имущества; - 94 наименования объектов движимого имущества, общим количеством - 247 шт. Случаи замены арендованного имущества на аналогичное собственное, финансирования замены арендованного имущества на аналогичное собственное из бюджета любого уровня (федерального, регионального, муниципального) - отсутствуют. Финансирование всех видов ремонта арендованного имущества, капитальных вложений в арендованное имущество производилось и производится предприятием за счет собственных средств. ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» относится к организациям, осуществляющим регулируемую деятельность, для которых формирование, расчет, установление и применение цен (тарифов) на продукцию, товары, услуги осуществляется и контролируется государственным регулятором (государственным органом регулирования). Порядок установления регулируемых цен (тарифов) детально урегулирован законодательством РФ. При установлении цен (тарифов) для регулируемой организации орган регулирования проводит обязательную экспертизу предложений об установлении цен (тарифов), определяет экономически обоснованные расходы и доходы регулируемых организаций и др.

Вопрос: Чем обосновано включение затрат на ремонт зданий и сооружений, не относящихся к производству тепловой энергии и теплоносителя, в тариф на тепловую энергию (на период 2017-2021 годов)?

Ответ: У Рязанского филиала ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» нет зданий и сооружений, которые не связаны с производством тепловой и электрической энергии, теплоносителя.

Вопрос: На каких основаниях в 2015 году вывели из эксплуатации турбину №4 с генератором и почему генератор был выкуплен по цене металлолома, но возвращен в эксплуатацию?

Ответ: Паровая турбина «Турбина с генератором №4 ТВС-30» (Р-25-90) была выпущена в 1961 году, введена в эксплуатацию с января 1962 г., основной функцией турбины является выработка электроэнергии и тепловой энергии в виде пара. Тепловая энергия от паровой турбины «Турбина с генератором №4 ТВС-30» (Р-25-90) поставлялась исключительно промышленным потребителям Южного промузла г.Рязани, в том числе заводам «ЗИЛ», «Химволокно» и др. К 2009 году все эти основные потребители пара с данной турбины прекратили свое существование, в связи с чем потребление пара с данной турбины прекратилось.

В связи со снижением потребления тепловой энергии в паре промышленными потребителями Южного промузла г.Рязани паровая турбина «Турбина с генератором №4 ТВС-30» (Р-25-90) не включалась в работу с 08.09.2009г. В результате турбина не могла быть задействована для выработки электрической энергии (мощности). Располагаемая мощность указанной единицы генерирующего оборудования (ЕГО) не участвовала в процедурах КОМ (коммерческом отборе мощности) в 2011-2015гг. на оптовом рынке электрической энергии и мощности, фактическая располагаемая мощность ЕГО за указанный период составила - 0 МВт. Вывод паровой турбины «Турбина с генератором №4 ТВС-30» (Р-25-90) из эксплуатации генерирующих мощностей электростанций Рязанской области был предусмотрен Программой развития электроэнергетики Рязанской области на 2015-2019 года (утв. Распоряжением Правительства Рязанской области от 30.04.2014 №189-р) и Схемой теплоснабжения муниципального образования – город Рязань на период до 2030 года.

Согласование вывода паровой турбины «Турбина с генератором №4 ТВС-30» (Р-25-90) из эксплуатации с 01.10.2015 произведено в порядке, установленном действующим законодательством РФ (ФЗ «О теплоснабжении» от 27.07.2010 №190-ФЗ, ФЗ «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 №35-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 26.07.2007 №484 «О выводе объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации», Постановление Правительства РФ от 06.09.2012 №889 «О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей»): - Уведомление ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» о выводе из эксплуатации источника тепловой энергии - паровой турбины «Турбина с генератором №4 ТВС-30» (Р-25-90) от 29.10.2014 исх.№2117-01.05 (в адрес администрации г.Рязани); - Согласование администрацией г.Рязани вывода из эксплуатации паровой турбины «Турбина с генератором №4 ТВС-30» (Р-25-90) от 28.11.2014 №03/1/1/2-10/4127-исх; - Заявление ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» о выводе из эксплуатации паровой турбины «Турбина с генератором №4 ТВС-30» (Р-25-90) от 30.01.2015 исх.№114-01.05 (в адрес системного оператора - ОАО «СО ЕЭС»); - Заключение системного оператора ОАО «СО ЕЭС» о возможности вывода из эксплуатации турбоагрегата №4 Ново-Рязанской ТЭЦ ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» от 03.03.2015 №Б41-I-2-19-2863 (в адрес Министерства энергетики РФ и ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ»); - Приказ Министерства энергетики РФ от 28.05.2015 №323 «О согласовании вывода из эксплуатации турбоагрегата №4 Ново-Рязанской ТЭЦ ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ»». Муниципальное имущество «Турбина с генератором №4 ТВС-30» было приобретено ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» в порядке, установленном законодательством РФ о приватизации, на условиях, определенных Решением Рязанской городской Думы от 26.11.2015 №458-II «Об условиях приватизации турбины с генератором №4 ТВС-30, находящейся по адресу: г.Рязань, Южный промузел мкр., д.23».

Формирование цены продажи объектов приватизации, определение иных условий приватизации муниципального имущества относиться к исключительной компетенции муниципалитета (администрации г.Рязани, Рязанской городской Думы). По итогам участия и победы ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» в аукционе по продаже муниципального имущества (протокол об итогах аукциона №2/6-2015 от 04.02.2016), в отношении имущества «Турбина с генератором №4 ТВС-30» администрацией г.Рязани и ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» был заключен Договор купли-продажи муниципального имущества №03/1/1-17-09 от 10.02.2016 и оформлен соответствующий Акт приема-передачи от 24.02.2016 имущества «Турбина с генератором №4 ТВС-30». В соответствии с положениями гражданского законодательства РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

По результатам оценки технического состояния генератора, проведения предприятием работ по его реконструкции (реконструкция статора с заменой обмоток, реконструкция ротора с заменой катушек обмотки, замена бандажных и центрирующих колец, замена газоохладителей, реконструкция корпуса и центрирующей поверхности вкладышей уплотнений вала генератора), реконструированный генератор был допущен в эксплуатацию с новой паровой турбиной типа Р-30-1,5/0,12.

Вопрос: Чем обоснована стоимость турбины, построенной взамен вышеуказанной, в размере 1,2 млрд.руб.

Ответ: Стоимость инвестиционного мероприятия «Противодавленческая турбина типа Р-30-1,5/0,12», утвержденная ГУ РЭК Рязанской области в «Инвестиционной программе в сфере теплоснабжения Рязанского филиала ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» на период 2017-2021», в размере 1223,9 млн.руб, указана с НДС. То есть, в составе стоимости 176,8 млн.руб. – это НДС, уплачиваемый в федеральной бюджет. Без учета НДС стоимость инвестиционного мероприятия составляет 1047,1 млн.руб. Стоимость инвестиционного мероприятия «Противодавленческая турбина типа Р-30-1,5/0,12» определялась в соответствии с подпунктом «б» пункта 28 Основ ценообразования, предусматривающим определение плановых (расчетных) значений расходов (цен) в соответствии с договорами, заключенными в результате проведения торгов. Торги проводились в соответствии с требованиями закона РФ от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», По результатам реализации инвестиционного мероприятия, было создано пять новых объектов основных средств (Турбина Р-30/1,5-0,12 ст.№4, РУСН-0,4 кВ ТГ-4, АСУ ТП ТГ-4, Трубопроводы свежего пара ТГ-4, Установка подогрева сетевой воды ТГ-4), и по одному объекту проведена реконструкция (Генератор ТВС-30 ст.№4). Стоимость непосредственно Турбины Р-30/1,5-0,12 ст.№4, в соответствии с данными бухгалтерского учета, составила 629 млн.руб. без учета НДС.

Вопрос: На каких основаниях предприятие намерено вывести из эксплуатации турбину №2?

Ответ: Ситуация с паровой турбиной ПТ-25-90/10 ст.№2 аналогична турбине с генератором №4 ТВС-30. Паровая турбина ПТ-25-90/10 ст.№2 была выпущена в 1958 году, введена в эксплуатацию с декабря 1959 г., основной функцией турбины является выработка электроэнергии и тепловой энергии в виде пара. Паровая турбина ПТ-25-90/10 ст.№2 не подключена к тепловым сетям для теплоснабжения населения и объектов социальной сферы г.Рязани.

Тепловая энергия от паровой турбины ПТ-25-90/10 ст.№2 также поставлялась исключительно промышленным потребителям Южного промузла г.Рязани, в том числе заводам «ЗИЛ», «Химволокно» и др. К 2009 году все эти основные потребители пара с данной турбины прекратили свое существование, в связи с чем потребление пара от данной турбины прекратилось. В связи со снижением потребления тепловой энергии в паре промышленными потребителями Южного промузла г.Рязани паровая турбина ПТ-25-90/10 ст.№2 не включалась в работу с 2009г. в качестве источника тепловой энергии (пара). Как источник электроэнергии паровая турбина ПТ-25-90/10 ст.№2 включалась в работу по командам диспетчера до 04.02.2020. Указанная паровая турбина не соответствует техническим требованиям, предъявляемым Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности к генерирующему оборудованию для участия в конкурентном отборе мощности (КОМ), в связи с чем ее электрическая мощность не была отобрана на КОМ с периодами поставки начиная с 2020 года. Таким образом паровая турбина ПТ-25-90/10 ст.№2 не может быть задействована для выработки электрической энергии (мощности).

В связи с прекращением использования паровой турбины ПТ-25-90/10 ст.№2 в производственном процессе, не востребованностью данной турбины к дальнейшей эксплуатации указанный арендованный объект будет выведен из состава арендованного имущества. Дальнейшую судьбу данного муниципального имущества будет определять собственник – администрация г.Рязани.

Вопрос: Как вы можете прокомментировать заявление администрации г.Рязани о намерении расторгнуть договоры аренды?

Ответ: Считаем, что указанное заявление должна комментировать только сама администрация г.Рязани, публично выступившая с подобной инициативой. В соответствии с действующим законодательством РФ о местном самоуправлении и законодательством РФ о теплоснабжении именно органы местного самоуправления несут ответственность за обеспечение надежного теплоснабжения потребителей на территориях городских округов.

В любом случае все вопросы, связанные с расторжением договоров аренды, будут являться предметом рассмотрения в суде. Иные вопросы, неразрывно связанные с данным заявлением, в т.ч. его последствия для организации энергоснабжения города, влияние на устойчивость снабжения потребителей г.Рязани тепловой энергией и надежность работы Рязанского энергоузла, прекращение эксплуатации и обслуживания арендованного оборудования, прекращение договоров с поставщиками топлива на ТЭЦ, прекращение договоров с потребителями тепловой энергии г.Рязани и потребителями электрической энергии и мощности на ОРЭМ (оптовом рынке электрической энергии и мощности), остановка собственного оборудования предприятия, имущественные споры и многие другие, оставляем для комментариев администрации г.Рязани. До настоящего времени предприятие не получало от администрации г.Рязани предложений о расторжении действующих договоров аренды.

Вопрос: Считаете ли Вы размер установленной договорами арендной платы рыночным?

Ответ: Да, считаем рыночным. Действующими договорами аренды предусмотрен механизм ежегодного исчисления арендной платы, основанный на обязательном определении рыночной стоимости арендованного имущества. По договору аренды движимого имущества определение рыночной стоимости имущества производится ежегодно на 01 октября года, предшествующего году на который пересчитывается арендная плата. По договору аренды недвижимого имущества определение рыночной стоимости имущества производится на 01 января раз в 10 лет, при этом в период до следующей переоценки рыночной стоимости имущества арендная плата ежегодно пересматривается увеличиваясь на величину прогнозного уровня инфляции, предусмотренную федеральным законом о бюджете на соответствующий год.

Оценка рыночной стоимости арендованного имущества производится в соответствии с требованиями законодательства РФ об оценочной деятельности (в т.ч. ФЗ от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности). Отчеты об оценке рыночной стоимости арендованного имущества проходят процедуру экспертизы для проверки на соответствие требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности и подтверждения рыночной стоимости объектов оценки. Результаты проведения оценки арендованного имущества принимались муниципалитетом и никогда не обжаловались в установленном порядке.

Вопрос: Привело ли строительство турбины №4 к росту тарифов на тепловую энергию для населения города Рязани сверх установленных ограничений?

Ответ: Нет, не привело. Принципиальной позицией ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» является то, что реализация Инвестиционной программы 2017-2021 гг. не должна приводить к превышению предельных уровней тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки, которые ежегодно утверждаются ФАС России. Указанные предельные уровни в 2017-2020 году не были превышены, не планируется этого и в 2021 году. Более того, в период реализации Инвестиционной программы тарифы на тепловую энергию в горячей воде от ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» росли значительно ниже уровня инфляции. Так, перед началом реализации Инвестиционной программы, то есть в декабре 2016 года, тариф на тепловую энергию в горячей воде с коллекторов Ново-Рязанской ТЭЦ составлял 777,69 руб/Гкал (без НДС).

В настоящий момент, то есть во 2 полугодии 2020 года, аналогичный тариф составляет 834,50 руб./Гкал.(без НДС). Таким образом, прирост тарифа на тепловую энергию в горячей воде с коллекторов Ново-Рязанской ТЭЦ за 2017-2020 годы (декабрь 2020 к декабрю 2016) составил 7,3%. В то же время, согласно официальным данным Росстата за 2017-2019 годы и прогнозу Минэкономразвития России на 2020 год, инфляция за аналогичный период (декабрь 2020 к декабрю 2016) составляет 14,3%. То есть, реализуя значительную Инвестиционную программу в целях обеспечения надежности энергоснабжения потребителей г.Рязани, ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» в то же время сумела ограничиться ростом тарифов в два раза ниже инфляции, что говорит об ответственном отношении к потребителям. Однако, конечные потребители г.Рязани получают тепловую энергию не непосредственно от ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ», а от муниципального перепродавца – МУП «РМПТС».

Для сравнения можно проанализировать тарифную политику за тот же период в отношении МУП «РМПТС», непосредственно затрагивающую платежи жителей г.Рязани. Так, в декабре 2016 года, покупая тепловую энергию от Ново-Рязанской ТЭЦ по 777,69 руб./Гкал (без НДС), МУП «РМПТС» продавало ее потребителям г.Рязани по 1612,21 руб./Гкал (без НДС), то есть с наценкой в 2,07 раза. В настоящее время, во втором полугодии 2020 года, покупая тепловую энергию от Ново-Рязанской ТЭЦ по 834,50 руб./Гкал (без НДС), МУП «РМПТС» продает ее потребителям г.Рязани по 1892,15 руб./Гкал (без НДС), то есть с наценкой уже в 2,27 раза. Итоговый прирост тарифов от МУП «РМПТС» с декабря 2016 года по декабрь 2020 года составил 17,4%, что в 1,2 раза выше инфляции за этот период (14,3%). Необходимо также отметить, что в 2017-2020 годах МУП «РМПТС», в отличие от ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ», не реализовывало масштабных инвестиционных программ. Разница в подходах к тарифной политике, а также истинный источник роста цен на отопление и горячее водоснабжение потребителей г.Рязани очевидны, однако эти факты почему-то не вызывают никакого интереса у прессы, властей и контролирующих органов.

Вопрос: Соответствуют ли действительности сообщения в прессе, что строительство турбины №4 было профинансировано исключительно за счет потребителей тепловой энергии - населения города Рязани?

Ответ: Нет, это ложная информация. ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» является объектом комбинированной выработки, и производит энергию трех видов: – электрическую энергию; - тепловую энергию в паре для промышленных потребителей Южного промузла; - тепловую энергию в горячей воде для потребителей г.Рязани (которая впоследствии перепродается МУП «РМПТС», в т.ч. населению); В соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, расходы на капитальные вложения в объекты комбинированной выработки распределяются ГУ РЭК Рязанской области между видами энергии пропорционального объемам отпуска всех видов энергии от ТЭЦ в натуральном выражении.

Таким образом, в 2017-2021 годах: - за счет регулируемой деятельности по производству тепловой энергии в горячей воде финансируется около 52% стоимости инвестиционного мероприятия; - за счет нерегулируемой деятельности по производству электрической энергии и тепловой энергии в паре, на которую тарифы не устанавливаются, финансируется около 48% стоимости инвестиционного мероприятия.

Вопрос: Какой размер налогов недополучает бюджет Рязанской области из-за регистрации ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» в городе Казани?

Ответ: За 2019 год ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» заплатила более 745 млн. налогов и страховых взносов. Из них в бюджет и фонды Рязанской области поступило- 381,4 млн. рублей (51,18 %), а в бюджет Татарстана только 2,86 млн. рублей (0,38%). Остальные налоги в соответствии с законодательством были направлены в федеральный бюджет. Изменение места регистрации не привело бы к перераспределению долей между бюджетами.

Обратная связь
Политикой защиты и обработки персональных данных ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» .