Обратная связь

Свет и тепло каждому дому

Свет и тепло каждому дому

Свет и тепло каждому дому

29 апреля 2022

В числе лучших наставников России — начальник смены химического цеха Ново-Рязанской ТЭЦ Елена Сухарева

Начальник смены химического цеха Ново-Рязанской ТЭЦ Елена Сухарева вошла в число лучших наставников России. Ее фотопортрет занесен на Доску почета наставников Российской Федерации ( https://www.cit.org.ru/kopiya-proekty). Инициатором проекта по созданию в сети Всероссийской Доски почета выступил Центральный институт труда с целью поддержки трудовых коллективов предприятий и организаций и возрождения движения наставничества в стране. Сегодня на сайте «Доска Почета наставников России» размещены фотопортреты наставников, представляющие более 700 предприятий из 72 регионов нашей страны. В ноябре 2021 года выдвижение работников рязанских предприятий на Доску почета наставников России поддержало правительство Рязанской области.

Елена Сухарева трудится в химическом цехе Ново-Рязанской ТЭЦ с 1992 года после окончания Калининградского коммунально-строительного техникума по специальности «Водоснабжение и очистка промышленных и сточных вод». Работала дежурным аппаратчиком химводоочистки, инженером химцеха, начальником смены. Успешно освоила все технологические схемы химводоочистки. Как начальник смены профессионально обеспечивает бесперебойную, надежную работу оборудования и контроль водного режима химического цеха.

Елена Вадимовна в качестве наставника в течение 25 лет обучала профессиям аппаратчика химводоочистки и затем начальника смены работников химического цеха ТЭЦ. Консультировала персонал цеха по вопросам профессиональной деятельности и трудовых отношений. Владея современными методиками действующей в компании системы адаптации персонала и наставничества, разработала программы обучения начальников смен и аппаратчиков химического цеха, повышения квалификации оперативного персонала и активно участвует в их реализации на практике.

О своих подходах к обучению молодых сотрудников цеха на рабочих местах Елена Вадимовна рассказала в кратком интервью:

Елена, вы согласны, что сегодня для подготовки персонала на рабочих местах нужно переформатировать старые подходы, использовать современные методики, быть фактически универсальным производственным консультантом. Это вам удается?

- Безусловно, всегда нужно идти в ногу со временем, но опираясь на приобретенный опыт. Я пришла в химический цех аппаратчиком в 1992 году и, имея опытных наставников, по очереди обучалась на всех технологических схемах химводоочистки. Основных схем существует четыре: предочистка, обессоливание воды, подпитка теплосетей и конденсатоочистка. Мы приехали на станцию вдвоем с моей коллегой, но она была поопытнее, поскольку ранее в процессе учебы проходила на нашей ТЭЦ практику и фактически уже во многом включилась в профессию.

Мне же после техникума приходилось осваивать все цеховые профессии с нуля. И сегодня каждый стажер должен с помощью наставника с более высоким разрядом пройти по очереди обучение профессии аппаратчика на всех технологических схемах. Для этого разрабатывается план обучения и адаптации, по итогам выполнения которого обучаемый работник сдает экзамены перед специальной комиссией. Это необходимо для достижения полной взаимозаменяемости сотрудников, поскольку в процессе производства осуществляется внутренняя ротация работников по сменам. Это требует от них знаний всех участков работы в цехе.

Сегодня в рамках подготовки кадрового резерва на должность начальника смены я являюсь наставником аппаратчицы Натальи Синтюриной. Это не значит, что уже завтра она станет начальником смены, но каждый обучаемый должен пройти все этапы подготовки. В цехе сложилась достаточно работоспособная система наставничества и обучения кадров, которая позволяет эффективно выполнять производственные задачи.

Быть наставником может не каждый. Какие, на ваш взгляд, качества характера нужны наставнику сегодня, чтобы этот процесс был успешным?

- Первое и самое главное - это умение наладить контакт с подопечным. Нужно быть психологом, чувствовать людей. Эти качества приобретаются вместе с опытом. Необходимо также уметь донести информацию до обучаемого. Очень часто новый работник совершает ошибки, потому что наставник не смог понятно объяснить, как ему нужно действовать в той или иной ситуации на производстве. Нужны терпение, обратная связь и полное взаимопонимание, чтобы учеба была успешной. И, наконец, - способность к командной, совместно работе.

В 1994 году, в самом начале своей карьеры на ТЭЦ, я будучи сама молодой, но уже опытной работницей, обучала мастерству аппаратчика химводоочистки новую сотрудницу, с которой впоследствии мы стали лучшими подругами. Оборудование в те годы было достаточно изношено, и мы вместе прошли сквозь «огонь и воду», множество нештатных ситуаций и различных поломок, которые необходимо было оперативно устранять. Такой практический опыт очень важен для профессионального становления как самого наставника, так и для обучаемого.

Что касается мотивации к работе наставником, то эта дополнительная нагрузка для меня неотделима от основной работы, поскольку от уровня профессиональной подготовки персонала производственной смены зависят результаты ее работы. А начальник смены несет за это персональную ответственность.

По каким критериям нужно оценивать эффективность работы наставника на производстве?

- Применительно к нашему цеху, думаю - это слаженная, безаварийная работа персонала. Серьезных аварий в цехе, которые могли бы привести к сбоям теплоснабжения города, у нас не было. Внутренние проблемы с оборудованием цеха - протечки трубопроводов, сбои в работе цеховой автоматики, которые особенно зимой неизбежно возникают на таком сложном производстве, как ТЭЦ, очень быстро устраняются и не влияют на качество поставки тепла в город.

Главное здесь - человеческий фактор. Я всегда говорю работникам своей смены и стажерам, что, приходя на станцию, вы должны оставить за порогом все свои домашние дела, отношения и проблемы. И сосредоточиться на главном - производственной работе. У нас нет права на ошибку. Для предотвращения аварий у нас каждый должен знать, как вести себя в нештатной ситуации, как действовать слаженно и быстро. Эти действия прописаны в инструкциях, которые должен усвоить каждый работник.

Слаженность и постоянное взаимодействие тоже достигается постоянной учебой и тренировками. Например, аппаратчик, работающий на одной схеме химводоочистки, должен оперативно взаимодействовать с аппаратчиками другой технологической схемы, они должны согласованно включать и выключать оборудование, поддерживать постоянный контакт. Только такие подходы обеспечивают безаварийную, бесперебойную работу станции.

Какой вклад внесли вы и ваши подопечные, все работники смены в модернизацию химического цеха, повышение эффективности, надежности и уровня автоматизации техпроцессов химводоочистки?

- С приходом нового начальника химцеха Александра Викторовича Лира цех начал динамично развиваться, началась реконструкция в цехе, оптимизация затрат на дорогостоящие ремонты и покупку засыпного материала. Отказались от ставшей невостребованной и затратной химводоочистки №2 (ХВО-2). Вся нагрузка была перенесена на мощности ХВО-1 с последующей реконструкцией и модернизацией ее оборудования, которая включала внедрение новых технологий химической обработки сетевой воды.

В ходе техперевооружения мы внесли свой вклад в разработку и внедрение метода подкисления химически очищенной воды в схему подпитки теплосети Рязани. Активно участвовали в пуско-наладочных работах нового оборудования и вводе АСУ ТП. Ранее у нас вода проходила очистку через многочисленные фильтры. Потом приходилось регенерировать фильтры с использованием дорогостоящих кислоты и солей. Количество фильтров было сокращено, а в технологическую схему включено новое насосное оборудование, с помощью которого производится дозированное впрыскивание кислоты. Наладка этого техпроцесса была достаточно трудоемкой - приходилось каждые 15 минут делать анализы воды и постоянно корректировать режимы работы оборудования.

В цехе внедрена АСУ ТП химочистки, которая потребовала переобучения персонала. Наладчики оборудования вместе с сотрудниками смен, аппаратчиками химводоочистки вместе садились на автоматизированные рабочие места и отрабатывали с персоналом смен все технологии управления процессами химводоочистки. Если раньше работники вручную с помощью так называемой «рогатки» открывали и закрывали задвижки, то сегодня они производят это дистанционно с компьютерных терминалов АСУ ТП. При этом задвижки трубопроводов открываются и закрываются автоматически с помощью электроприводов.

Что является самым сложным и ответственным в работе начальника смены и наставника в химцехе на таком крупном энергопредприятии, как ТЭЦ?

- Когда ты понимаешь, что отвечаешь не только за работу оборудования, но и за подчиненный персонал, то самое сложное - это принимать решения и нести за них ответственность. Особенно это актуально в ночные смены и в выходные дни, когда на станции отсутствует административный персонал в лице начальника цеха, а также его заместителей. Именно в эти моменты начальник смены должен самостоятельно принимать решения. Это касается как текущей работы оборудования, так и нештатных ситуаций.

В моей практике начальника смены была реальная нештатная ситуация по тушению локального возгорания прибора из-за короткого замыкания в мастерской химцеха, с которым наша смена сама успешно справилась. Мне пришлось самостоятельно принимать все решения по ликвидации пожара, при этом каждый работник действовал грамотно и быстро. В таких экстремальных ситуациях проверяется профессионализм и истинная способность коллектива смены к слаженным действиям, которые достигаются в том числе и за счет учебного процесса.

Обратная связь
Политикой защиты и обработки персональных данных ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» .